Литературно-краеведческий музей

 

Актуальность создания литературного музея определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, ее значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи.

Школьный литературно-краеведческий музей МБОУ  «Средняя школа №7 г. Горно-Алтайска» был открыт в 2005 году.

Руководителем была назначена учитель алтайского языка и литературы Юлия Альчиновна Мундукина. Когда решили создать в школе музей, в этом не было  ничего оригинального: в то время школьные музеи стали появляться часто. Но при выборе профиля музея учли особенности школы: в городе только в нашей школе изучение алтайского языка и литературы велась по основной программе преподавания алтайского языка и литературе,  поэтому  музей по профилю стал литературно-краеведческим. Конечно, основная цель школьных музеев – организовать воспитательную работу с учащимися во внеурочное время, всемерное содействие развитию коммуникативных компетеций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса и уважения к нравственным ценностям прошлых поколений.  

Во главе  литературно-краеведческого музея  -  Совет музея и актив.

 Основой для создания музея послужила часть личной библиотеки алтайского писателя И.П.Кочеева. Книги с автографами, с дарственными надписями, с пометами автора были подарены дочерью писателя школе. Учителями и учащимися школы был собран материл no профилю музея.

В 2006 году продолжалась работа по пополнению фонда музея и сбору необходимых материалов: книг, видео- и аудиоматериалов, фотодокументов, рукописей и  личных документов писателей.  

Регулярно пополняется книжный фонд музея. Здесь можно увидеть книги с дарственными надписями А.Коптелова, Л.Кокышева, И.П.Кочеева и др. В музее имеется и раритетное издание конца XIX века  «Жития святых» на алтайском языке 1882 г. издания,  монография С.Е.Малова «Древнетюркские рунические письмена»  и мн.др.

Редкие книги как «Жития  святых» переводятся на электронные носители, что делает их доступным широкому кругу читателей и обеспечивает сохранность оригинала.

В экспозиции музея представлены стенды, посвященные писателям-фронтовикам, юбилейным датам, известным сказителям. Литературный музей немыслим без показа автографов, рукописных источников: они являются важнейшим материалом, раскрывающим идейно-эстетические ценности творчества того или иного писателя.

Организована экспозиция по этнографии: здесь представлены макеты жилища алтайцев, предметы быта.

Для создания экспозиций учащимся давались посильные задания: сбор сведений о писателях, родившихся в пределах республики; розыски и описания объектов, изображенных в художественном произведении (дома, улицы, села и т.д.); описание местной природы, собрание сведений о лицах, являвшихся прототипами литературных героев, и т.п. В результате поисков особенно многочисленными оказались фотографии. Некоторые места, связанные с жизнью и творчеством писателей, ребята сфотографировали сами, ценные снимки спектаклей no произведениям некоторых авторов подарили актеры национального театра. Очень помогли корреспонденты газет: в их личных архивах нашлись редкие фотодокументы.

В музее уже стали традиционными встречи с писателями, художниками, актерами театра, ежегодно проводятся конкурсы лучших чтецов стихотворений писателей. К юбилеям писателей организуются выставки их произведений, а в музее же учащиеся с интересом просматривают видеофильмы о творчестве писателей, В школьном музее были собраны уникальные видеозаписи, в которых сохранились образ писателя, звучит живой  голос писателя.   Так, в октябре 2007 г. ученики 11 класса Чинакина А, Аларушкина А, Чадина А. приняли участие в выездной научно-практической конференции «Чактан чакка» («Из века в век»), посвященной 70-летию писателя К.Ч.Телесова. Конференция организована научно-методическим центром министерства образования в селе Каспа, где он проживал долгие годы. Ha конференцию были приглашены писатели, литературоведы, учителя школ республики, друзья. Дети, родственники, земляки собрали о нем, о его творчестве большой материал и представили вниманию собравшихся.  Но особую благодарность выразили активу школьного музея, так как единственный видеофильм с его участием сохранился в музее. Так школьный музей возвратил к жизни уникальные кадры, где он рассказывает о своем творчестве, о замысле романа «Кадын jаскыда», о том, что закончен второй  том романа. После смерти этот том оказался утерянным и писатели, литературоведы спорили, а действительно ли второй том романа дописан автором. К. Ч. Телесов с экрана подтвердил, что этот том дописан. Электронная копия фильма подарена нами школьному музею с.Каспа. Сын писателя передал книги, копии личных документов, фотографий в наш литературный музей.

Одна из оправдавших себя  форм работы школьного музея – массовая, способствующая углубленному литературному образованию учащихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит прежде всего в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют разносторонний характер.

Это могут устные воспоминания современников писателя, в которых очень ценен эффект достоверности, обеспечиваемый тем, что рассказчик свидетельствует сам: он сам видел, сам слышал, сам общался и т.д.  

 В 2007 году в гостях в музее побывали первый директор школы №7 Ю.Г.Сакашева и Н.В Суразакова – ветеран педагогического труда. Юлия Григорьевна рассказала о своей работе с Л.В.Кокышевым  в редакции газеты «Алтайдын чолмоны». Подарила музею уникальную фотографию из личного архива. Учащиеся подробно записали их воспоминания о Л.В.Кокышеве, материалы опубликовали в газате «Алтайды? чолмоны». Н.В.Суразакова тоже подарила редкую  фотографию из личного архива. На фотографии студенты и преподаватели МГПИ им. Ленина ойротского отделения литфака. Среди студентов  легко можно узнать С.Суразакова, С.С.Каташа, Н.Н.Суразакову и других.

Наиболее простая с точки зрения организации и активности учащихся  - литературные встречи. В музей приглашают писателя, друга иили современника писателя. Во время осмотра музея, во время выступления и после него завязывается беседа. Выступления записываются, пополняется фонд музея. А потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе.  

Школа №7 расположена недалеко от Национальной библиотеки им. М.В.Чевалкова, поэтому часто удается посетить литературные встречи, организованные в  библиотеке. Надолго останутся в памяти учащихся встречи с переводчиком, писателем Т.Торбоковым, с политиком, поэтом, бардом И.И Белековым. После таких встреч учащиеся начинают глубже и шире изучать произведения поэта.

В работах литературоведческого характера учащиеся исследуют тексты отдельных произведений, их фонетические и лингвистические особенности, проводят сравнительные анализы перевода и оригинала, изучают фразеологию произведений. При выполнении подобных работ повышается уровень освоения мировой и отечественной литературоведческой литературы.

Направление литературного краеведения представляет широкие возможности освоения материалов, связанных с определенным периодом жизни писателя, прототипами отдельных персонажей, биографией писателя, его литературным окружением, историей литературы.

 

В 2008-2009 году состоялась литературная экспедиция в Усть-Канский район. Члены экспедиции собрали матерал по топонимике сел, посетили музеи известного кайчи А.Калкина в селе Ябоган, писателя И.Шодоева в с.Усть-Кан, побывали в гостях у сказительницы Т.Акуловой в с.Мендур-Соккон  и поэта Ш.Шатинова в с.Усть-Кан, осмотрели стоянки древнего человека  природного комплекса Алмасту-Бом,  Денисова пещера. В результате  поездки данной экспедиции фонды музея пополнились ценными видеозаписями: авторского  чтения поэта Ш.Шатинова (специально для членов экспедиции прочитал письмо Таьяны к Онегину из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин» на алтайском языке), записи авторского исполнения сказок Т.Н.Акуловой и т.д.

Искусствоведческое   направление позволяет ученикам проявить свои способности в изучении иконографии поэта, реализация его произведений в кино, театре, музыке. Особое место занимает анализ иллюстраций произведений писателя. Учащиеся проводят исследовательскую работу и со своими докладами выступают на краеведческих  научно-практических  конференциях,  на НОУ.  Работа Таиной Аруны «Образ писателя Б.Укачина в изобразительном искусстве» на городской сессии НОУ заняла 2 место. Учащиеся 11А класса работали над проектом «Зримый образ поэта Б.Укачина». Теперь в музее хранится фотоальбом, где  собраны фотодокументы, позволяющие проследить жизнь и деятельность Б.У.Укачина. Фотографии из семейного архива подарил музею сын писателя Амыр Борисович Укачин.  Фотоальбом дает возможность по-новому взглянуть на различные стороны личной и творческой жизни поэта:  изложение материала, насыщенное малоизвестными фактами, сочетается с обилием фотографий, как широкоизвестных, так и опубликованных впервые.  Каждый фотодокумент сопровождается текстом, сочетающем в себе литературоведческие исследования и мемуары,  лирические признания и аргументированный фактами комментарий. В альбоме важны не только фотографии,  позволяющие «увидеть» живого поэта, но и литературный текст. В результате этой огромной работы появился большой и ценный труд – фотоисследование документальной иконографии Б.Укачина. Жена писателя К.Э.Укачина была частым гостем в музее, уточняла даты, имена и фамилии людей, снявшихся с Б.У. Укачиным.

Фонды музея содержат богатый иллюстративный материал, в том числе работы учащихся.

Все направления представляют широкие возможности школьникам для участия в работе литературного музея. Эта форма внеклассной работы является наиболее перспективной в образовании учащихся, которым предоставляется возможность пробовать свои силы в научно-исследовательской, экскурсионно­ пропагандистской, экспозиционной работе.

В музее проведены различные экскурсии для гостей школы и для учащихся. Систематическая связь с уроками, со всем воспитательным процессом требовала разработки тематики экскурсий с учетом возраста посетителей.

Экскурсоводы младших школьников знакомили с национальными играми, показывали мультфильмы, созданные по мотивам этих игр. А после знакомства ученики могут поиграть в эти игры.

В музее регулярно проводятся уроки no алтайской литературе. Экскурсоводы из старших классов используют кратковременные выставки по творчеству писателя, организовывают показ фильмов или фрагменты фильма по теме урока.

Планирование позволяет системно и целенаправленно вести поисково­исследовательскую работу. Заранее определяется памятные места, связанные с писателями, деятелями искусства, названия произведений, в которых отразились родные места.

В летнее время совершались поездки в музей-усадьбу алтайского художника, писателя Г.И.Чорос-Гуркина. Перед поездкой ребята изучили его произведения, познакомились с картинами. В музее-усадьбе очень внимательно слушали экскурсовода, делали фотографии, записи.

Работая с текстом путевого очерка «Путешествие алтайца в Киев, Москву и ее окрестности» одного из первых алтайских писателей И.М.Штыгашева, ученики 9 класса составили маршрут ero поездки, собрали фотографии тех достопримечательностей культуры, которых он упоминает в произведении. Из энциклопедий нашли карту Кремля и организовали заочную экскурсию в Кремль. Вместе с руководителем составили мультимедийную презентацию и вслед за писателем побывали в Оружейной палате. Осмотрели экспонаты, которые он описывает, посетили Успенский собор, Собор Василия Блаженного, познакомились и с другими памятниками культуры мирового наследия. Таким образом, через произведения родной литературы ученики знакомятся с культурным наследием великой Родины.

Познавательную и воспитательную роль таких экскурсий трудно оценить.

В музее периодически организуется показ документальных фильмов об алтайских писателях. Эти уникальные кадры, где писатели сами рассказывают о творчестве. После просмотра фильма «К?сти? jажы» учащиеся 7 класса встретились с автором рассказа Т.Б.Шинжиным. Такие встречи помогают более глубокому пониманию творчества писателя, оставляют неизгладимое впечатления у школьников.

В музее проводятся встречи с известными художниками. Заслуженный художник России В.П. Чукуев познакомил семиклассников со своим творчеством, рассказал о работе над портретами писателей А.Адарова, Г.Чорос­Гуркина и других. После встречи подарил музею несколько своих работ, выполненных в различных жанрах и в различной технике. Ha уроках алтайского языка учащиеся могут написать сочинения по картине, на уроках литературы поговорить об образе писателя, провести сопоставительный анализ портрета писателя в исполнении разных художников.

Автор герба Республики Алтай И.И Ортонулов нa встрече с учениками 9 класса подарил музею портреты его друзей-писателей. Если эти портреты были написаны с натуры, то образ первого алтайского писателя М.В.Чеволкова, жившего в XIX веке он создал no единственной фотографии писателя, по воспоминаниям современников.

Знакомство с портретами писателей в экспозиции дает возможность учащимся нe только к пониманию писателя как человека и творца, но и живо ощутить ту среду, тот мир, который его окружал.

Довольно многочисленную часть изобразительных источников составляют фотографии. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие. Учащимися старших классов велась научно-поисковая работа, в результате в музее появились неопубликованные фотографии Л.Кокышева, уникальные фотографии ученого-фольклориста, литературоведа С.Суразакова нашлись у его родственницы Н.В.Суразаковой. Фотографии сделаны во время его обучения в послевоенные годы в Москве. Позднее организовали с ней встречу в музее, воспоминания ее записали нa видеопленку, этот материал был опубликован на страницах республиканской газеты «Алтайды? Чолмоны».

В литературном музее создается медиатека, основное назначение которой заключается в дублировании хранящихся в музейньгк фондах подлинных дoкументов. В результате кропотливой работы Совета и актива музея, учащихся, родителей в музее сформировалась фонотека. Записи голосов писателей собирались по крупицам из фондов музыкального отдела республиканской библиотеки, республиканского комитета радиовещания, из семейных архивов находили старые грампластинки. Все записи обработаны и они используются нa уроках в электронном виде. Кроме этого наш музей специально обратился к актерам театра Национального театра им.П.Кучияка с просьбой исполнить произведения писателей. Заслуженные артисты Российской Федерации Майманов А, Охрина И.Е., Киндиков В . и др. с удовольствием выполнили просьбу и   теперь в фондах музея имеются записи произведений в исполнении мастеров художественного слова. Часть аудиозаписей затем вошла в электронное  пособие по алтайской литературе, которую Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай издало под названием  «Кереес ундер» («Памятные голоса») в 2012 году.      Сам факт проведения урока литературы в литературно-краеведческом музее с применением компьютера интригует детей, появляется мотивация. Звуковые файлы позволяют прослушать стихотворение в авторском исполнении или с декламацией произведения в исполнении известного актера. Посетители музея с огромным интересом слушают эти записи.

Пpактика внедрения элементов компьютерных технологий в изучение алтайской литературы показывает, что у школьников достаточно успешно формируются знания и умения осуществлять поиск, исследовать новую информацию, умение проводить анализ, сравнение, конструировать содержание собственного знания по предмету. А также позволяет развить мотивацию учения и стимулировать работу детей.

Использование музейных материалов в электронном виде позволяет значительно разнообразить учебный процесс, выводить его на качественно новый уровень. Помогает восполнить несовершенство учебных пособий, а также развить личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал учащихся.

Руководителем музея осуществляется большая методическая работа. Целью данного направления является создание методической копилки (разработки мероприятий, встреч, открытых уроков т. д.), обмен опытом работы с педагогами. Посетили музей учителя алтайского языка и литературы, учителя русского языка и  литературы, завучи школ Республики Алтай. Ha базе музея провели открытое заседание руководителей музеев городских школ. Работой литературно-краеведческого музея заинтересовались не только коллеги из школ Республики Алтай, но и коллеги из школ г.Бийска.

По  приглашению руководителя МО школьных музеев  г Бийска члены Совета музея в составе руководителя музея Мундукиной Ю.А., учителя истории Горного Алтая Сельбиковой Л.А., учителя английского языка Маташевой Л.М., библиотекаря Нетешевой И.А., учителя технологии Бештинова О.Е. приняли участие в III городском фестивале школьных музеев. Учителя провели мастер-классы  по истории Чуйского тракта, познакомили с национальными интеллектуальными играми и т.д. А 2014 году уже на V фестиваль школьных музеев г.Бийска выехали и члены актива музея. С какой радостью и интересом дети знакомились с работой своих сверстником, слушали экскурсоводов и осматривали здания, мастерские, где жил и работал известный художник Г.И.Чорос-Гуркин.  Познавательное, воспитательное значение таких поездок оценить невозможно.

Музей активно сотрудничает  не только с городской и республиканской детской библиотеками, но с Национальной библиотекой им. М.В. Чевалкова. Учащиеся   принимают участие в различных юбилейных мероприятиях, посвященных творчеству алтайских писателей.

Познавательное и воспитательное, эстетическое значение уроков  неоценимо, если знакомство  с творчеством писателя дети продолжают в республиканской библиотеке им. М.В.Чевалкова,  в национальном театре им П.Кучияка. Встречи с писателями Т.Торбоковым, Б.Я.Бедюровым, с И.И.Белековым оставят неизгладимые впечатления в душах учащихся 8 класса. Посешая такие мероприятия, учащиеся не только расширяют знания по  творчеству писателей, но  ведут большую работу по пополнению фондов музея записями воспоминаний о писателе, фотодокументами, делают записи авторских исполнений стихотворений  и т.д. В течение года эти материалы используются на уроках, дают толчок к дальнейшим поискам. Учащиеся ведут большую поисковую работу и с результатами работы выступают на научно-практических конференциях, краеведческих чтениях. Так, фотография коллектива газеты «Алтайдын чолмоны» с шуточной надписью Л.Кокышева подтолкнула к поиску ученицу 8 класса Киндикову Айжану к поиску. В ходе работы Айжана встретилась с ветераном газеты Боконоковой Г. Н., записала ее интересные воспоминания об известном писателе И.В.Шодоеве. А сын писателя подарил в фонд музея уникальные фотодокументы отца. Изучив материалы, Айжана написала исследавательскую работу,  заняла 2 место на республиканском конкурсе и участвовала в финале Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество», была награждена Грамотой. Учащиеся ежегодно участвуют на краеведческих чтениях, слете экскурсоводов, становятся победителями и призерами в разных номинациях.

20 апреля 2012 года с большим интересом приняли участие в первой Всероссийской акции «Библионочь» в Национальной библиотеке им.М.В. Чевалкова, и уже третий год продолжается это сотрудничества.  Неоднократно участвовали и в Национальном музее им.А.В.Анохина  в рамках Всероссийской акции «Музейная ночь», а в этом 2014 году Совет и актив музея впервые решили организовать и провести этнофестиваль «Наследие предков  - сокровищница духовной  культуры». На два часа классные кабинеты превратились в «залы» музея. В 8 кабинетах работали 8 секций – «курее». В каждом «зале» дети делали маленькие «открытия»: они увидели и «Зайсанский суд»; побывали в «Гостях у сказки», где их встречал переводчик сказок мира на алтайский язык Т.Торбоков; отведали национальную еду; полюбовались с накосными украшениями, которые носили их прабабушки; узнали секреты шитья национальной одежды – чегедек. Особый интерес вызвал зал, где проводили мастер-класс по сухому и мокрому валянию войлока ученицы 8 класса Елдошева Тандалай  и  Баданова Яна. А их поддерживал  фольклорный ансамбль «Кун Керел». Вызвала большой интерес и выставка картин на войлоке.

В отзывах  о «Музейной ночи» дети писали о своих впечатлениях и выражали надежду, что в следующем году в школе также будет организованы интересные мероприятия в рамках «Музейной ночи».

Так школьный музей стал центром воспитательной работы школы №7 по программе «Шаги к успеху в этнокультурном  образовательном пространстве».

Школьный литературно-краеведческий музей занял I место  в муниципальном и III место в республиканском заочном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений Республики Алтай.

 

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает глубже ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Он призван способствовать расширению кругозора у учащихся и воспитанию познавательных интересов, овладению учащимися навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

 

Кабинет алтайского языка(ссылка)

Дата последнего обновления страницы 28.03.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения